Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 18.05.2021, 20:28

Сайт МБОУ СОШ имени Героя Социалистического Труда Цирулева В.П. с.Анненково

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [415]
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

«Какая жизнь отминовала, отгоревала, отошла…»
14.01.2021, 21:02

«Какая жизнь отминовала, отгоревала, отошла…»

Раньше большинство людей жили в одноэтажных домах, двухэтажные дома строили только богатые люди. Одноэтажные дома назывались «избами», то есть тёплая половина с печью (название происходит от слова «истопка», «истопить»).

Что нужно устроить в доме, прежде всего, с чего начать?

Зимою много ест.

Летом много спит,

Тело тёплое,

Крови нет,

 Сесть на неё, сядешь,

А не везёт.

                                   (Печь).

Печь играла в доме главную роль. Появилась даже поговорка «Плясать от печки», то есть начать с главного.Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук... Зимой около неё содержали молодых животных. В печке  даже мылись. Если заболел ребёнок, то одним из наиболее эффективных способов лечения считали паренье в печи. В заключение свадебного пира в печь бросали пустой горшок со словами «Сколько черепья, столько молодых ребят».С печью связано много поверий, обрядов. Под печью или за ней живёт Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный в других. В старину его ласково называли «хозяином» или «дедушкой». Представляли его в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Главная обязанность домового – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому. Люди старались поддерживать с Домовым хорошее отношения, не забывали обратиться к нему с ласковым словом, оставить ему немного вкусной еды на ночь.

Почему заселяясь в новый дом, люди первой запускают кошку?

Домовой любит превращаться в собаку, крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике этого духа и впускают в дом.

По диагонали от печи в избе находился красный угол, в нём помещались иконы, поэтому его ещё называли «святым». В красном углу совершали ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почётное место в доме. Согласно этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по приглашению хозяев. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой,  сулило благополучие семье,дому, всему хозяйству. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Название «красный» означает «красивый, хороший, светлый». В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Вдоль стола стояли лавки и скамьи.

Чем различаются лавка и скамья?

Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, её передвигали.Место на лавке считалось более почётным. Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или скамью. На лавках спали, под ними хранили различные предметы. Кроме лавок спали ещё на полатях. Это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стеки печи до противоположной стены избы.В началеXX века полати заменили кровати.

Вдоль стен стояли сундуки и рундуки. Количеством сундуков измерялся достаток хозяев. Они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем её одежды и украшений.Рундук – приделанный к стене ящик с полками без дверей и стёкол, где хранили разное добро. Вот и вся основная мебель.

Крестьянскую избу трудно представить  без многочисленной утвари.

Что обозначает это слово?

По словам В.И. Даля автора «Толкового словаря великорусского живого слова», утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

 А сам на отдых идёт.

                                      (Ухват).

Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи. С помощью ухвата их можно было выдвинуть или установить в печи.Ухват представляет собой металлическую дужку, укреплённую на длинной деревянной рукояти. Он похож на рога коровы. Умение подхватить горшки требовало определённых навыков, которые приобретались в течение длительной практики. Ухват использовали и в обрядовых действиях. Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала его с собой в качестве посоха.Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушёл Домовой, необходимо было загородить печь ухватом.

Чёрный конь

Скачет в огонь.

                        (Кочерга).

Кочерга или клюка представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, прикреплённый к длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи Она использовалась в обрядовых действиях. Через кочергу заставляли перешагнуть роженицу – для ускорения и облегчения родов. Кочергу использовали для обведения магического круга, внутри которого считали себя защищёнными от нечистой силы. Её клали на порог, прежде чем выгнать коров в поле наЕгорьев день (6 мая), чтобы коровы не болели и давали много молока.

Какое интересное слово – чугунок. Это сосуд из чугуна – углеродистого железа. В печи в чугунке готовили пищу. Его форма похожа на горшок. В крестьянском быту он появился в начале XX века.

Будничный день начинался с работы. Предметы каждодневной необходимости изготавливались руками. Женщины обшивали всех членов семьи. Одежду носили домотканую – льняную или шерстяную. Чтобы сшить одежду, надо было сначала напрясть нити. К этой работе приступали осенью, после окончания уборки урожая, старались завершить её к весне, к началу посева урожая. Учёные пишут, что наши прабабушки трудились буквально, не разгибая спины: например, чтобы спрясть нитки из одного пуда, то есть 16.3 кг подготовленного волокна, требовалось 995 часов усердной работы. Девочка в пять лет выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным в жизни женщины. Мать девочки прятала первую спряденную нить и берегла её до тех пор, пока дочь не станет невестой. Готовя её к таинствам свадьбы, мать опоясывала дитя этой нитьюпод  нарядами по голому телу. По мнению наших предков, нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти. «Непряха», «неткаха» - были крайне обидные прозвища. Шить, вышивать, прясть раньше умели все девушки, даже из царских семей.

Пляшу по горнице

С работою моею,

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею.

                                      (Веретено).

Это элемент прялки – веретено, то есть «вертящаяся палочка».

Из нитей ткали полотно. Ткали на домашних станках. Челнок – одна из деталей этого станка. Для того чтобы в одиночку  соткать за шесть месяцев три холста по пятьдесят метров длиной, нужно было проводить за ткацким станком 12 – 15 часов в день.

То назад, то вперёд –

Ходит, бродит пароход.

Остановишь -  горе:

Продырявит море.

                        (Утюг).

Скорей всего первым утюгом был плоский очень тяжёлый камень. Одежду расстилали на какой – нибудь ровной поверхности, придавливали этим камнем, оставляли его до тех пор пока она не разглаживалась. Позже утюги представляли собой жаровни, наполненные горячими углями. Их придумали в Китае в VIII веке, чтобы гладить шёлк. На Руси был другой способ. Сухое бельё или одежду наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу,  толстой с прямоугольной  короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Назывался такой утюг – рубель. В XVII веке кому – то пришло в голову нагреть на огне литые чугунные утюги. Их желательно было иметь два: пока одним гладили, другой нагревался. Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.

В лесу родился,

В руках крестился,

На ногах умер.

                      (Лапоть).

Основной обувью в будни и праздники были лапти. Это плетёная обувь из лыка или бересты. Отсюда и выражение «Ободрать как липку». Лапти служили основным видом обуви крестьянского населения. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не пригоден к элементарным действиям. «Связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок, они несколько раз перекрещивались на голени. Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели – за четыре дня,  летом в страдную пору и вовсе за три.

Висит баба на грядах,

 Вся в заплатках,

Заплатка на заплатке,

А дырьё не зашить.

                                    (Корзина).

Корзинами наши предки стали пользоваться с незапамятных времён. Это ёмкость с ручкой или с двумя ручками для сбора ягод, грибов, фруктов и овощей, переноса и запаса различных запасов – сена, травы, листьев, а также предметов домашнего обихода. Корзины плели из коры, корней, веток, дранки, соломы, стеблей. Они могли быть любой формы – овальные, квадратные, прямоугольные, с крышками и без. Отправляясь в лес за грибами и ягодами, девушки гадали, подбрасывая вверх пустые корзины: если корзина падала на землю дном, это означало, что она будет полной, если набок, то наполовину, а если вверх дном, то пустой.

Назовите самое первое средство освещения?

Когда первобытный человек научился добывать огонь, он разжигал костёр в пещере для приготовления пищи, тепла и освещения. Потом появилась лучина. До XIXвека лучина была основным источником света в крестьянской избе. Чтобы получить тонкую и длинную  лучину, полено надо было распарить в печи. Его клали на чугун с кипящей водой, и только после того, как распарят, щепали на лучину. Лучину втыкали в светец. Светцом называли подставку с железным зажимом. Под горящую лучину обязательно клали ёмкость с водой.

Тело белое,

Душа льняная,

Маковка золотая.

                                    (Свеча).

На смену лучине пришла свеча. Свечи изготавливали двух типов: сальные и восковые. Такое освещение било доступно не всем. Свечи долгое время были дорогим удовольствием, поэтому их зажигали по праздникам, а в будни использовали лучину. Из сала одного быка можно было отлить около ста свечей. Её устанавливали в подсвечнике. Они имели разнообразные формы и размеры. Нередко в качестве подсвечника приспосабливали сырую брюкву или свеклу.

Синее море,

Стеклянные берега.

Плавает утка,

Горит голова.

                    (Керосиновая лампа).

Керосиновое освещение стало распространяться с 1860 года, со времени вхождения в быт бакинского керосина. С керосиновой лампой уже смело можно было передвигаться по дому и улице. Не боясь загасить фитилёк.

Познакомимся с кухонной утварью.

На Руси обедали в полдень. Испокон веков хлеб на Руси был главным продуктом питания.  «Хлеб всему голова», «Хлеб на стол, так стол -  престол, а хлеба  ни куска, так и везде тоска» - так говорили о хлебе наши предки. К каждому празднику обязательно пекли пироги. Само слово пирог происходит от слова пир. «Не красна изба углами, а красна пирогами». Вторым по значению продуктом питания били каши. Без каши на Руси не проходило ни дня. «Каша – мать наша» - говорили на Руси. В древности на Руси был обычай, есть кашу с бывшими врагами при заключении мира, отсюда и пословица, которую употребляют и сегодня: «С ним каши не сваришь». Готовили каши из круп. Дроблёная крупа называлась «варгеня». Из неё можно было приготовить кашу наскоро – отсюда и глагол «сварганить». А чтобы иметь муку, крупу нужно было поработать.

В лесу снято,

 В дому гнуто,

Посерёдке заплетено

Кругло и широко,

Дыр много,

 А пролезть нельзя.

  (Сито, решето).

Решето – хозяйственная утварь. Это приспособление для просеивания крупы, муки, зерна. Круглая коробка, состоящая из обода (обечайки) и сетчатого дна. Обод и дно соединены с помощью узкого обруча. Сетка выплеталась из лыка. Обод изготовлялся из согнутой пластинки дерева. Через решето отсеивалась мука более крупного помола.Оно применялось так же для сортировки крупы, зерна, а так же для очистки их от оставшегося от просеивания мусора. В мифологическом сознании русских крестьян решето обладало сложной символикой. Решето ассоциировалось с тучей, из которой проливается на землю дождь. Его использовали в обрядах вызывания дождя. Во время засухи женщины выливали на землю через решето ведро воды, рассчитывая, что это действие вызывает настоящий дождь из тучи – «небесного» решета. Его использовали в народной медицине. При головной боли, советовали знахарки, надо взять решето в зубы и тряхнуть головой. Испуганного ребёнка надо было окропить водой, пропущенной через решето. Корову после отёла следовало побрызгать через решето водой, чтобы она была здорова. Повсеместно бытовал запрет для детей надевать на голову решето, иначе остановится рост.Вот из зерна приготовлена мука и крупа. Но чтобы её продать или обменять, нужен был …

Сам худ.

Голова с пуд.

                                  (Безмен)

Безмен – это весы. Они представляют из себя металлический или деревянный стержень с грузом на одном конце и крючком или чашей на другом. На стержне нанесена шкала веса, который определяют, передвигая по стержню, до равновесия товара с грузом.

Вот хозяйка купила крупу и сварила в печке кашу. Кашу подавали на стол в общем горшке или выкладывали в миску. Миски были разные большие и маленькие.

Всех кормлю с охотою.

 А сама безротая.

                               (Ложка).

Поцелую, полижу,

И опять положу.

                               (Ложка).

Заготовки для деревянных ложек назывались «баклушами», отсюда и выражение «бить баклуши». Дело в том, что готовить полено на баклуши считалось не обременительной работой, простой. В конце концов, так и стали говорить обо всех, кто на работе вообще ничего не делает. Существовало особое пользование ложкой. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон  и снова опускали на стол. Лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски. Тот, кто не выпускал ложки из рук, считался прожорливым. Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды и лишь после того, как хозяин даст указание. Если кто – нибудь  вёл себя за столом не так, как подобает, смеялся, разговаривал, его наказывали, ударив ложкой по лбу. Существовали различные приметы, связанные с ложкой.  Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так по ложке. Как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу. Так как от этого лукавый радуется, и скликаются на обед злыдни, существа, олицетворяющие бедность и несчастье. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. На ложках в святки гадали: наливали в столовые ложки воду и ставили их в сени, когда вода замерзала, приносили ложку в избу и смотрели, если замёрзшая вода образовывала «пупочек», это значило, что загадывающий проживёт наступающий год хорошо, образование ямки означало смерть.

За многие века создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. Все они стали настолько привычными, что, пользуясь ими, мы и не замечаем их или не так много о них знаем. Ау каждой из этих привычных вещей своя история, одна длинная, другая короткая, но любая интересная и поучительная. Лучше нам их знать из уважения к этим предметам, которые служат человеку верой и правдой.

Категория: Мои файлы | Добавил: ганна
Просмотров: 10 | Загрузок: 0
-->
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Пензенская область Кузнецкий район село Анненково улица Юбилейная дом 4
    Copyright MyCorp © 2021
    Сделать бесплатный сайт с uCoz