Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 18.05.2021, 21:22

Сайт МБОУ СОШ имени Героя Социалистического Труда Цирулева В.П. с.Анненково

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [415]
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

События этой весны показали...
14.01.2021, 21:13

         Цифровая среда (дистанционное обучение), как альтернатива традиционного обучения. Положительный опыт и проблемы.

Разработанный Минпросвещения совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций проект постановления Правительства "О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды" - часть глобальной работы в рамках нацпроекта "Образование", позволяющей расширить доступ учащихся к качественным программам обучения. При этом данные решения не подразумевают ухода от традиционных занятий в школах.

 Итак, что же такое Цифровая образовательная среда? Если коротко - ЦОС? В нее входит несколько элементов: высокоскоростной интернет в школах, обеспечение их техникой. Плюс - широкий набор сервисов, которые помогают сделать обучение интерактивным. Но эти сервисы не будут подменять живое общение с педагогом на уроках.

Речь идет не о замене одного вида обучения (очного) другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны.

В эксперименте по внедрению цифровой образовательной среды будут участвовать Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область-Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.

 

В рамках ЦОС будет отработан перечень материально-технических условий, которым должна соответствовать современная школа - таких как наличие и скорость интернет соединения, локальные сети в школе, требования к технике (компьютеры, планшеты, WI-FI). Особенно актуально это будет для отдаленных регионов России.

В Минпросвещения подчеркивают: дистанционное обучение, на которое в связи с пандемией одномоментно перешли все российские школы в марте, "высветило" зоны, где школам требуется техническое и материальное переоснащение. На выравнивание ситуации и направлена работа. А полное завершение федерального проекта "Цифровая образовательная среда" к 2024 году позволит при необходимости использовать современные цифровые образовательные технологии в дополнение к традиционным по всей стране.

Например, во время всплесков сезонной заболеваемости для учащихся, по болезни оставшихся дома. Или для ребят, которые находятся на длительном лечении в стационарах.

Занятия в школе и живое общение с педагогом - неизменная часть отечественной образовательной системы, и она незыблема.

Главное

Что получат школы, дети и учителя благодаря цифровой образовательной среде?

- автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки педагогов от излишней бумажной работы с отчетами;

- доступ к множеству электронных образовательных сайтов и сервисов;

- доступ к высокоскоростному интернету для занятий в школе;

- цифровые решения, позволяющие ребенку, по каким-либо причинам не имеющего возможность посещать школу (болезнь или иное), быть на связи с классом и учителем во время урока;

- интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов, с платформой Цифровой образовательной среды;

- возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий.

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения.

 

Начало формы

Конец формы

Появление Интернет-обучения – самое значительное изменение в области образовательных технологий за последние 500 лет, то есть с момента появления печатной книги.
 

Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех»,

«Образование через всю жизнь»,

«Образование без границ».

Об этой технологии много спорят, высказывая «за» и «против», о ней много пишут в методической литературе, ей посвящают практические семинары по обучению и внедрению в школах. Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью современного образования. Что же такое дистанционное обучение? Это новые технологии, которые подходят для оценки успехов обучаемых «по результатам», а следовательно, и для построения программ, ориентированных на выдачу реальных результатов. Таким образом, дистанционное образование значительно меняет привычные отношения учитель-ученик.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, при этом используются технологии online и offline.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между учителем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  • электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы учителя и к учителю, отслеживание истории переписки);
  • телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением учителя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);
  • пересылка данных (услуги FTR-серверов);
  • гипертекстовые среды (WWW-серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);
  • ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);
  • видеоконференции (видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такая практика весьма популярна в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи).

 

Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями


Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимодействие идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. Сегодня мы не можем рассматривать обучение только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедуру выработки необходимых знаний и умений, хотя, разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простой по уровню применяемых педагогических подходов образовательный курс.

В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

Новые технологии и методы позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут и расписание занятий, позволяют работать в своем темпе, выполняя те задания, которые он выбрал сам. Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Преимущества дистанционного образования:

  • более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
  • повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т. д.;
  • оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т. к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
  • доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
  • повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
  • ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).

 

Дистанционное обучение может быть с успехом внедрено в образовательные учреждения специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Даже при компактном проживании детей с ограниченными способностями многие из них либо не имеют возможности, либо имеют очень ограниченную возможность посещения образовательного учреждения. Обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем. Такие элементы дистанционных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевых технологий, телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования. То есть при помощи дистанционного образования возможно решение проблемы домашнего обучения или обучения людей с ограниченными способностями, что позволит показать как им, так и другим ученикам, что они все равны и люди с ограниченными возможностями тоже могут обучаться наравне со здоровыми детьми. То есть внедрение дистанционного обучения в образовательные учреждения может решить и многие социальные, а также этические проблемы.
 

Если в образовательные учреждения внедрить дистанционное обучение, то в ОУ появятся следующие новые возможности:

  • работа с детьми-инвалидами или часто болеющими детьми;
  • организации дистанционного контроля знаний учащихся;
  • работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня;
  • оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;
  • отработка умений и навыков;
  • оказание помощи по углубленному изучению интересующих учащихся вопросов;
  • оказание помощи при подготовке выступлений и презентаций;
  • оказание помощи для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам.

Система дистанционного образования, внедренная в рамках конкретного образовательного учреждения, кроме того, могла бы расширить возможности для общения учащихся между собой и стать основой для кооперации и совместной работы и учебы, предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам.

Кроме того, следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни.

 

Как еще можно использовать дистанционное обучение в школе:

  • организовать курсы гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического профилей;
  • использовать дистанционное профильное обучение;
  • создавать творческие работы, своё портфолио, разработать интернет-страницу;
  • участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;
  • создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);
  • учиться на дистанционных курсах;
  • использовать для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ).


Оценивая вышесказанное, можно отметить, что с внедрением дистанционного образования решается множество проблем как социальных, так и проблем собственно в образовании. То есть получается, что дистанционное образование многофункционально: оно помогает как людям с ограниченными возможностями, так и тем, кто на непродолжительный срок выбыл из учебного процесса, не потерять нужные знания, время и лишние деньги на репетиторов.

Также оно помогает правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность; расширить коммуникативную сферу учеников и педагогов; проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

Дистанционное обучение свежо и современно, поэтому даже рассуждения по поводу возможной дороговизны нужно откинуть, потому как нельзя экономить на будущем, то есть на детях. Возможно, в будущем дистанционное обучение вытеснит современное классно-урочное образование и ученики смогут выбирать себе учителей, сидя дома перед компьютером.


 

Корреспондент РИА «SM-News» составил рейтинг основных трудностей, с которыми столкнулись педагоги.

Это — нехватка техники — проблемы с интернетом — оплата учителями интернет-траффика за свой счет — необходимость обучения педагогов для работы в новом формате — перегрузка образовательных платформ — отсутствие единого канала связи учеников и образовательных организаций, откуда приходят задания

Безусловно, это не все проблемы, с которыми столкнулись учителя и школы при массовом запуске в регионе дистанционного обучения. Очевидно: многие находятся в состоянии стресса. Впрочем, как и дети, и родители школьников.

Дистанционное обучение в массовом варианте продиктовано временем, и, хочешь — не хочешь, придется к этим реалиям подстраиваться, решая трудности. Вероятно, касается это не  только учебных заведений.

А пока ученики, точнее их родители пытаются самостоятельно решить возникшие  трудности.  Детям на  уроке задают практические и самостоятельные работы, задания сыплются, по словам многих родителей, как из рога изобилия. Причем в тех же месседжерах, соцсетях, в скайпе. Одним словом, важно постоянно быть в центре информационного и коммуникативного пространства. А техническое состояние гаджетов иной раз оставляет желать лучшего, а иногда гаджетов на всех школьников в семье просто не хватает.

Многодетные семьи, пожалуй, острее остальных столкнулись с такими трудностями.

Технические трудности — далеко не единственные серьезные проблемы в вопросе дистанционного обучения. Для многих учителей важно поделиться знаниями с детьми при личном контакте. Для большинства педагогов главная задача — наладить контакт с детьми, расположить к учебе, к предмету. А сейчас получается, что здесь этого контакта нет. Можно отправлять бесконечное количество файлов и видеоуроков по скайпу, но когда нет обратной связи, нервная система педагога солидно страдает, особенно у тех, кто с любовью и с ответственностью подходит к делу, тщательно продумывает каждый урок.

Некомфортно всем: не только педагогам, но и детям.

«Самодисциплина у большинства современных детей не развита. Они довольно инфантильны, привыкли, что за них все решают, поэтому школьники испытывают в этом плане большой дискомфорт и даже стресс. В итоге обучения не все ученики и не всегда вовремя выполняют и сдают учителю домашнее задание. Хотя все находятся дома, и свободного времени много. Вовремя  выполнить задания и вовремя сдать — проблема.

И вот тут уже возникает конфликт отцов и детей. Потому что многие мамы привыкли помогать. И болезненно воспринимают ученическую апатию детей. Ругаются, кричат, критикуют, угрожают и пр.

Одним словом, вместе с дистанционным обучением запущен и механизм взаимных обвинений, семейных конфликтов, рождаются необоснованные претензии учителей к детям, а родителей — к педагогам.

Учителя «вдруг» раздражает почерк ребенка, к которому раньше он относился спокойно. Или качество фото выполненного домашнего задания. Возможно, и вполне вероятно, что претензии учителя имеют фактическую основу. Но в «прямом эфире» обуздать лень и невнимательность конкретного ученика они уже не могут: слишком много свидетелей!

Намного сложнее, чем коллегам, работающим в обычных массовых школах, приходится учителям, обучающим учеников коррекционных школ. Они имеют особенности в здоровье: к примеру, проблемы со зрением или со слухом, низкий интеллект или инвалидность. Многие педагоги растеряны, ведь в реальности «на пальцах» объясняют особенным ученикам материал. Расстроены и родители, и дети. Отношения внутри семьи.

Дистанционное обучение — очень хороший шанс вывести из-под гиперопеки ребенка. Дать ему возможность проявить самостоятельность и заняться самодисциплиной.

 

При понятной организации и грамотной работе с мотивацией учеников дистанционное обучение оказывается не более сложным и не менее эффективным, чем традиционное.

Категория: Мои файлы | Добавил: ганна
Просмотров: 9 | Загрузок: 0
-->
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Пензенская область Кузнецкий район село Анненково улица Юбилейная дом 4
    Copyright MyCorp © 2021
    Сделать бесплатный сайт с uCoz